13 янв. 2011 г.

Mikrus MR-300


Mikrus MR-300. Фото из Википедии.

После смерти Сталина, в Польше началась так называемая "гомулковская оттепель". 24 октября 1956г в своей речи Владислав Гомулка осудил сталинизм, объявил о начале реформ, направленных на демократизацию и развитие промышленности.

В конце 1956г в рамках этого пути было решено запустить в производство польские микроавтомобили. Результат должен был представлять собой транспортное средство, сочетающее стоимость, простоту изготовления и эксплуатации мотоцикла и комфорт автомобиля малого класса.


Производство организовывалось на мощностях авиационных заводов в Жешуве и Мелеце. В Жешуве за 2 месяца разработали техническую документацию на двигатель будущего автомобиля, а в Мелеце разработали шасси по концепции 4x4: четырёхместный, четырёхколёсный, четырёхсоткиллограммовый автомобиль с расходом топлива 4л/100км.

Стоит отметить, что Mikrus проектировался на основе немецких "автомобилей-пузырей" Goggomobil и BMW Isetta. Из этих двух машин был выбран Goggomobil, разобран, тщательно изучен и в результате некоторые его узлы после предварительных изменений и адаптаций были применены в Mikrus'е. Дизайн же кузова был разработан самостоятельно.


Goggomobil. Фото с сайта http://www.carstyling.ru.

В конце 1957г были представлены первые 20 автомобилей Mikrus MR-300, из которых 2 были выполнены в варианте кабриолет, 4 являлись прототипами а остальные представляли собой двухдверные четырёхместные (точнее, 2+2) седаны.

Раскрашенная чёрнобелая фотография с сайта http://www.mikrus.net.pl/t_historia_mikrusa.html

Автомобиль получил рядный двухцилиндровый двухтактный карбюраторный двигатель объёмом 0.3л, мощностью в 14л.с, с воздушным охлаждением, расположенный над задней осью. Топливо (бензин-масляная смесь) поступало в него самотёком.
Все 4 передачи были не синхронизированы.
Двухсотлитровый багажник был доступен только из салона, что доставляло неудобство пользователям, поэтому на сохранившихся автомобилях часто можно видеть "приколхоженную" дверцу багажника.
Будучи полностью нагруженным (до 230 кг) этот малыш весом в 450кг мог развивать скорость в 60-70км/ч (при заявленных 90км/ч).
На заднем сиденье с комфортом могли разместиться двое детей, взрослому человеку было уже тяжело найти место для ног.

За первую половину 1958г было собрано уже 100 автомобилей. В мае 1958г автомобиль Mikrus MR-300 прошёл "тестирование властью": на нём совершили часовую поездку по городу премьер-министр Юзеф Циранкевич и его зам Пётр Ярошевич. Премьер положительно отозвался об автомобиле, отметив, однако, высокий уровень шума в салоне (Ещё бы! От двухтактного двигателя-то!).


Вот преимущество малого веса: застрял - перенеси на руках! Кадр из польской комедии "Szczesciarz Antoni" ("Счастливый Энтони") 1960г.

Это был типичный городской семейный микроавтомобиль, который мог бы стать "народным".
Мог бы, да не дали.
Несмотря на громадные планы относительно данного автомобиля, завод смог выпустить лишь около 1300 автомобилей. Осенью 1960г производство было полностью остановлено. Официальной причиной являлся недостаток средств для увеличения производства до уровня выпуска, который позволил бы продукции окупать себя.

Однако, следует учесть и такой факт: осенью 1959г Mikrus должен был быть представлен широкой публике на Польской промышленной выставке в Москве, но в последний момент был снят с постамента и заменён мотоциклом Junak. Такая перестановка могла быть объяснена недовольством советской власти, которое она испытывала по отношению к излишне самостоятельной польской автомобильной промышленности.

Я также видел в сети мнения, что производство Mikrus'а могли свернуть, чтобы не создавать конкурента Запорожцу, но это кажется маловероятным: автомобили находились в разных классах.
На польском сайте, посвящённом Mikrus'у, говорится о возможных лицензионных претензиях немецкой компании
Glas, выпускавшей Goggomobil, но эта версия также мне кажется нереальной, учитывая счастливую жизнь Москвича-400.

Так закончилась история ещё одного перспективного автомобиля. А ведь у производителей были на него громадные планы: уже была разработана модификация с двигателем объёмом в 0.4л и кузов типа "пикап".

Экспериментальный пикап на базе Mikrus MR-300.

Модель Mikrus MR-300 в масштабе 1:43 была выпущена в журнальной серии "Культовые автомобили ПНР" под номером 35.

Модель Mikrus MR-300 в масштабе 1:43. Производитель - IST, серия "Kultowe Auta PRL-u". Фото с форума http://rcforum.ru от Сергея (skrinn).

Статья подготовлена по материалам сайта http://www.mikrus.net.pl, Википедии, журналу "Культовые автомобили ПНР" №35 и прочим ресурсам.