5 апр. 2010 г.

Лекции по философии для поступающих в аспирантуру МАИ. Часть 1.

Лектор: Моторина Любовь Евстафьевна.
Понедельник 05.04.2010. Дождь.


1.1. Философия, её предмет и место в культуре.
Существует два понимания философии (греч. любовь к мудрости): рациональное и софийное.

Рациональная традиция определяет философию как науку о наиболее общих законах природы, общества и человеческого мышления. Список контрибьютеров: Аристотель, Рене Декарт, Гегель, Карл Маркс, Карл Поппер.
Рациональное понимание философии опирается на знание. Обозначается также словом "метафизика", введённым Аристотелем.

Софийная традиция понимает философию как единство постижения знания, красоты, веры, добра, духовных форм жизни человека. Контрибьютеры: Платон, патристика, русская религиозная философия, антропологические школы западной философии. Опирается на мудрость. Тут мне вспомнились AD&D'шные маги и священники, которые тоже опираются одни на Int, другие - на Wis

Определение от Моториной: философия - рефлексия (самосознание) культуры.
Функции философии.
  1. Мировоззренческая. Философия формирует мировоззрение человека, системный взгляд на мир.
  2. Методологическая. Философия выступает в качестве общей теории и общего метода для всех наук.
  3. Гносиологическая (эвристическая).
  4. Аксиологическая. Философия формирует систему ценностей и ценностных ориентаций.
  5. Прогностическая. Философия рисует образ будущего.
  6. Праксиологическая (практически ориентированная). Философия генерирует идеи, на основе которых разрабатываются стратегии решения практических вопросов.

1.2. Структура философского знания.
Метафизика - учение о сущем, о началах мира, об абсолюте.
Онтология - учение о бытии.
Гносиология - теория познания.
Аксиология - учение о человеке.
Исторически сложилась данная структура, при этом из философии выпали этика, эстетика и логика.
Данная структура является открытой структурой прикладных философских знаний.

1.3. Исторические типы философствования.
Здесь была таблица, но мне впадлу её набирать, так что вот вам список.
  1. Натур-философия. Оперирует природой, космосом и пр. Познание как живое созерцание мира.
  2. Рационализм. Оперирует субъектами и объектами. Познание = структурирование.
  3. Антропология. Человек конституирует мир сообразно своей активностью. Познание как понимание и общение.
  4. Мистицизм. Признание объективного мира и существования духовнонепостижимого мира. Познание происходит через систему символов (не char, а двухголовые телята, снег в июле и прочая муть).

2.1. Многомерность человека по Лебегу.
Что есть человек?
Есть три подхода к ответу на данный вопрос.
  1. Атрибутивный подход. Исходит из слова "что" в Вопросе. Определяет человека по некоторым атрибутам. Ограничивает человека наличным бытием. Постоянно вводит новые понятия: homo politicus, homo sapiens, homo faber, homo symbolic, homo laden...
  2. Экзистенциолитический подход. Исходит из слова "есть". Существование предшествует сущности.
  3. Эссенциолистический подход. Исходит из слова "человек".

Фундаментальные свойства человека: самотождественность (образ "Я"), самотрансценденция (самоотрицание).

Фундаментальные отношения человека в мире: прдеметные отношения, отношения к другим людям, отношение к абсолюту.

Фундаментальные антропологические константы лежат в основе понимания человека.
Человек воспроизводит 3 способа бытия: органическое, социально-историческое, вселенское/вечное.

Человек - родовое понятие.
Отдельный индивид - конкретный представитель рода человек.
Личность - социальное качество человека, система социальных ролей, имеет уровень притязания, связанный с самооценкой.
Индивидульность характеризуется оригинальностью (Води Ford Focus! Будь другим!) , неповторимостью, стремлением к творчеству, свободой, независимостью и т.д.

2.2. Человек в поисках смысла. Смысл жизни.
Существуют два подхода к смыслу жизни:
  1. Смысл жизни выносится за рамки истории, он находится в потустороннем мире.
  2. Смысл в этой жизни, иначе снижается ценность самой жизни.

Смысл жизни связан с системой ценностей человека: ценность труда, ценность творчества, ценность самоотношения.
Вершинная психология - задание смысла жизни человеку.
Экзистенциальный вакуум - отсутствие смысла жизни.

3.1. Понятие истории.
История - последовательная смена состояний, способных развиваться во времени.

Два подхода: включающий и не включающий настоящее и будущее в историю.

История - реальная форма развития социума, раскрывающая его сущность и специфику.
Существует проблема объективности истории.
Принцип конкретизации. (хз, к чему это)

Философия истории раскрывает:
  • Общие методологические проблемы исторических процессов
  • Направленность, смысл и цель истории
  • Модели исторических процессов

Линейная модель исторического процесса (ввёл Августин). Существует начало и конец истории (грехопадение и рай на земле). Идея прогресса. Цель и смысл лежат вне истории. Эскатология - конец истории. Прогрессы: нравственный → просветительный → научный → технический.

Контрибьютеры:
Августин "О граде божием"
Вико "Основание новой науки об общей природе наций"
Гердер "Идеи к философии истории человечества"
Гегель "Философия истории"
Маркс "К критике политической экономии"

Циклическая модель. История понимается как диалог культур без прогресса культур. Все культуры равновелики. Это т.н. культурологическая модель. Процесс: рождение культуры → развитие → расцвет → умирание. Смысл и цель истории переносятся в историю. Главная категория - событие. История понимается как последовательность событий.

Контрибьютеры:
Шпенглер "Закат Европы"
Ясперс "Смысл и назначение истории"
Тойнби "Христианское понимание истории"
Тоффлер "Конец истории"
Фукуяма "Конец истории"
Хабермас "О субъекте истории"