9 апр. 2010 г.

Лекции по философии для поступающих в аспирантуру МАИ. Часть 2.

Лектор: Цвык Ирина Вячеславовна
Вторник 06.04.2010.


Сознание.
Сознание - одно из базовых понятий философии. Употребляется в разных разделах философии.
Гносиология: сознание - совокупность психических состояний индивида, смысл их заключается в способности отражать окружающий мир.
3 свойства сознания:
1) человек способен осознавать самого себя, свою сущность, целостность
2) человек способен отражать окружающий мир в процессах психики
3) человек способен соотносить 1е и 2е

Познание - процесс отражения объективной действительности в сознании человека.
Сознание позволяет осуществлять познавательные процессы.
До сознания использовался термин "душа".
Аперцепция - самосознание (способность осознавать собственную целостность).
Гносиологическая проблематика отвечает на 3 вопроса:
1) вопрос о субъекте: кто субъект познания? Ответ: человек. Чем человек познаёт?
Отвечали так: сперва - душа, потом - сознание.
Какова структура сознания?
Ответ:
-рациональный компонент, чувственное восприятие, абстрактное мышление
-эмоции и чувства
-воля
2) объект познания. какова природа объекта познания?
Ответ: объективный окружающий мир.
3) механизм познания.
Отражение - человек не пассивно воспроизводит мир, а мысленно его конструирует, человек активно его преобразует на практике.

Категория сознания применяется в социальной философии как общественное сознание (мораль, религия, политика, наука).

Сознание - высшая, свойственная только человеку, форма отражения действительности, представляющая собой совокупность психических процессов, позволяющая ему ориентироваться в окружающем мире, времени, собственной личности, обеспечивающая единство и многообразие поведения, преемственность опыта.
Это специфический вид духовной деятельности человека.

Знание:
  • способность, умение, навыки, которые базируются на осведомлённости человека о том, как что-то осуществить.
  • любая познавательно-значимая информация.
  • особая гносиологическая форма отношения человека и действительности, которая существует наряду и во взаимодействии с ним.

Разделение знаний на обыденные и научные.
Познание разделяется предметом: художественное, религиозное, научное и т.п.

Две ступени познания: чувственное и рациональное.
Формами чувственного познания являются ощущение (1 орган чувств), восприятие (2 и более органов чувств) и представление (способность воспроизводить образ предмета согласно памяти).
Отдельно: воображение и фантазии.

3 формы рационального познания: понятия, суждения и умозаключения.
Понятие - способность группировать предметы на основе общности свойств.
Суждение - группировка понятий, связанных в утверждающее или отрицающее предложение.
Умозаключение - взаимосвязь суждений на основе логических принципов.

Логика - наука о связях мыслей по их логическим формам.
Логическая форма - субъекты и предикаты.
Эмпирическое познание - познавательная способность, реализуемая в опыте.
Теоретическое познание - конструирование суждений и умозаключений.
Истина - философская категория, которая означает совершенство высказывания, делающая его знанием.
Истина в логике - структура, содержащая правила, для которых не выявлено противоречие.
Мнение - суждение, которое может быть опровергнуто.
Классическая (корреспондентская) теория истины: Истина - адекватная информация об объекте, то есть соответствие знаний реальности.
Принцип верификации - всё, что не доказано, есть истина.
Принцип фальсификации - всё, что не опровергнуто, есть истина.
Конвенциональная теория истинности: Истина - результат соглашения учёных между собой.
К видам истины относятся абсолютная (полное, верное знание о предмете) и относительная (неполное, но верное знание о предмете).
Агностицизм - отрицание полного познания мира.

Наука и научное познание.
Научное познание - процесс получения объективного истинного знания, направленного на отражение действительности.
Наука выступает как:
  • особый способ деятельности, направленный на фактически выверенное упорядочение познания предметов и мира.
  • система знаний, отвечающих критериям истинности.
  • социальный институт.

Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов и их взаимосвязи для того, чтобы предвидеть тенденции развития действительности и способствовать их изменению.

Критерии научности:
  • опытная проверяемость и возможность их воспроизведения
  • направленность на обнаружение и постижение объективных законов действительности
  • прогностическая функциональность
  • системность
  • рациональная сущность
  • направленность на объективную истинность
  • использование специфических средств: приборов и прочего
  • строгая доказательность
  • формальная непротиворечивость


Структура науки:
математические науки, логические науки, факты и обобщения, субъект, объект, система методов и приёмов, характерных для данной науки, язык науки.
Уровни: эмпирический (направленный на объект. форма - факт), теоретический (проблема - ещё не познана, гипотеза - содержит предположение, теория - систематизированное знание).

Техника и технология.
Техника - искуство или мастерство. Качественный уровень человеческой деятельности -> способ изготовления -> перенесение на сами объекты.
Техника - совокупность средств, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных процессов и техники. GNU=GNU is Now Ubuntu
Технология - совокупность приёмов и способов, а также наука о способах воздействия на сырьё.
Между техникой и технологией существует отношение:
-технология определяет развитие техники
-управляющий и управляемый

Комментариев нет:

Отправить комментарий